Перейти к содержимому



- - - - -

Десять ответов вопросы о старой школе

стараяшкола судьи

Статья содержит десять ответов на самые частые вопросы о так называемой "старой советской школе".

Вернулся я сегодня с удачной тренировки, и заблудился в дебрях словоблудия книжных теоретиков на тему - «что есть классическая выездка и в чем ее отличие от спортивной», а так же «кому можно присудить звание «мастер старой школы»,а кого надо пренебрежительно называть «молодая шпана» хотя у данной «шпаны» уже давно предпенсионный возраст».
Примечательным показалось и то, что это вопросы и ответы пользователя в одном и том же дневнике на сайте прокони.ру.

Замечу, что несмотря на то, что я во многом не согласен с ответами, но постановка вопросов мне понравилась и я решил ответить на них? исходя из собственных знаний. Поскольку у меня есть правило не писать в чужих дневниках на спорные темы без разрешения хозяина, отвечаю в этой теме, тем более что как оказывается большая часть аудитории прокони.ру активно сюда заглядывают, правда молча, видимо из-за боязни и стеснения. Оговорюсь, все что будет написано ниже, мои личные идеи и мысли, ни в коем случае за все конное сообщество говорить не готов.

Итак начнем по-порядку:

1. Существовала ли советская школа КС вообще? (отвечу на вопрос в контексте выездки, как олимпийской дисциплины КС)
2. «Была ли советская школа жесткой?» или «Были ли всадники времен СССР более жесткими по отношению к лошадям нежели современные российские выездковые всадники?»
3. Была ли она советская школа грамотной?
3. Была ли она советская школа грамотной?
4. Была ли советская школа прогрессивной?
5. Потеряли ли мы школу?
6. Работают ли представители "старой школы" за рубежом.
7. Переняли ли мы прогрессивную западную школу?
8. Виноваты ли в этом ( в том что не переняли прогрессивную методику западной школы) специалисты "старой" школы?
9. Почему защитники "классиков" (поклонники не традиционной, спортивной, а "классической выездки) так агрессивны в отстаивании своих идей?
10. Как я отношусь к конному спорту?
В процессе обсуждения возник вопрос, что же такое «классика»


1. Существовала ли советская школа КС вообще? (отвечу на вопрос в контексте выездки, как олимпийской дисциплины КС)

Нет, советской школы КС не было, точнее все что делали всадники времен начала выступления СССР на ОИ, а это 1952 год - наследие школы Царской России, а точнее продолжение школы Джеймса Филлиса, который, как известно был немного англичанин. Учениками Д.Филлиса были полковник Дулинец, Бовкун и сам "первый конник СССР" сверхсрочный вахмистр, в последствии маршал СССР — М.С. Буденный.
Ничего нового в работе и подготовке выездковой лошади не было придумано в ни плане теории, ни в плане практики. Работали как и при царской России на мундштуках без ремешка и цепочки. Основными элементами были испанская рысь и испанский шаг. Соревнования по КС были, скажем честно, до 1956 года делом второстепенным для корифеев выездки, а это в массе своей были армейские офицеры и лучшие из них офицеры манежа М.О. СССР в Хамовниках. Главным делом для них была подготовка и обслуживание конского состава для парадов на Красной площади 7 ноября и 1 мая и обучение лошадей с "маршальской" конюшни придворного паркетно-балетного манежа. М.О. Калита, Череда, Ситько и многие другие старшие конники в 50-х годах были берейторами у маршалов советского союза и их работа была не по стартам рассекать, а маршалу в его редкие приезды коня подать, в манеже его и его семью поразвлекать и честь не забыть отдать. Плюс показательные выступления на ЦМИ, либо на праздничном ковре того же манежа.
Это не мои умозаключения, для интересующихся рекомендую: Бобылев «Всадники с Красной площади» или воспоминания Филатова, там меньше поскольку он попал в обойму КС на уровне сборной СССР после расформирования кавалерии, либо воспоминания Н.Г. Громовой.

Сборная команда СССР по выездке в 50-х годах состояла полностью из офицеров ЦСКА, были и запасные гражданские всадники, только их на арену самых ответственных международных стартов не выпускали, как ту же Громову, или просто не выпускали за границу за неблагонадежность и неправильную биографию, как Жагорова.
После расформирования кавалерии как рода войск, все уволенные специалисты рванули на гражданку в добровольные спортивные общества. Самым престижным, разумеется, было родное ЦСКА, но для всех мест там не нашлось. Отсюда и подъем конного спорта в СССР в 60-70 годы. Лучшие тренеры как раз носители знаний по Д.Филлису, а это были такие специалисты как Анастасьев, Калита, Череда, Куйбышев, вместо холуйской работы занялись сборной командой и надо сказать очень в этом преуспели.

Но никакой отдельной «школы» не было. Главное, что умели хорошо делать тренеры из кавалерии — это высшую школу, но никак не строевую езду. Отсюда и мнение что лошади сборной СССР были лучшими в мире именно по исполнению высшей школы: пассаж, пиаффе, пируэты на галопе. Уверен, если бы в программу Большого олимпийского приза были бы включены испанская рысь и испанский шаг, конники СССР в исполнении данных элементов были бы тоже лучшими в мире на тот момент. Строевая езда же, скажем мягко, далеко не конек всадников из СССР. Причина этого проста, если внимательно вчитаться в единственную книгу Филлиса «Основы выездки», то мы увидим, что в ней ничего про ритм, раскрепощение, проводимость и прочие моменты тренинга, зато детально описано как надо готовить лошадь к балансе или галопу назад на трех ногах. Эта книга не учебник по верховой езде, скорее это пособие по дрессировке лошади. Теоретической базы в 50-60 годах ХХ-го века не было совсем, был Устав кавалерийской службы и были передаваемые от учителя к ученику знания как надрессировать лошадь на тот или иной элемент.
Для сомневающихся прошу внимательно посмотреть видеозапись с ОИ в Токио, и сравнить именно строевую езду Калиты и Филатова со строевой ездой основных конкурентов из Европы.
Отсюда и скорость подготовки лошадей на БП и огромная отбраковка, и ветеринарные проблемы на крупных стартах с лошадьми сборной СССР, о которых только ленивый в воспоминаниях не упомянул.
Еще раз резюмируя: наличие «школы» характеризуется четкой теоретической базой и работой по одинаковым методикам, в СССР, не было работ по теории езды уровня Климке, Мозеля, Палмера, Болдта, и многих других учебников и пособий изданных в Европе в 60-е годы прошлого века.

В СССР был культ «делай как тренер», если он есть, или делай по наитию если оно есть. К первым относилась Петушкова и Калита, ко вторым Кизимов и Жагоров. По конной литературе времен СССР, издавались только учебники для СДЮШОР, 1-2 года начального обучения «Юный конник», или ее позднейшее переложения «Седлайте коней».

Первое пособие для всадников подводящих лошадей к стартам сложнее юношиских езд издал профессор Ласков, и назывался сей труд «Подготовка лошади к Олимпийским видам КС», издано было во времена уже не столь отдаленные в 1997 году. На 220-и страницах ветеринарный врач и тренер скаковых лошадей достаточно подробно изложил помесячный план подготовки молодой спортивной лошади, и пересказал правила выездки действующие в то время. Но опять таки никаких методик в книге по выездке нет, да и собственно самой выездке уделено всего менее 50 страниц. Все, более пособий по КС и методических разработок в СССР издано не было.

Все остальное это воспоминания, о том как под руководством и направлением партии и правительства, конники СССР побеждают буржуев на международных стартах. От книги Филатова Рим рукоплещет, до многотысячных тиражей Петушковой и путанных фолиантов М.С. Иванова «Конный спорт», «На старте конники» и т.д.
Заимствования и использования школы и теорий циркача Филлиса, помноженное на кавалерийский устав, вот все что было сделано во времена СССР.

2. «Была ли советская школа жесткой?» или «Были ли всадники времен СССР более жесткими по отношению к лошадям нежели современные российские выездковые всадники?»

Да, были, но это как средняя температура по больнице. В настоящее время, как и в прошлом, имеется множество рукоблудов с неуравновешенной психикой да и просто с садистскими наклонностями, но и во врмена СССР таких хватало, один олимпиец Филатов взвода современных шпрунтованых девочек- припевочек стоит в плане садизма, и он был далеко не одинок, хотя и находился в первых рядах.
Скажем так, с одной стороны жесткость, и подчас жестокость по отношению к лошади с целью добиться результата любой ценой, была нормой для СССР. Нет результата - нет места в сборной и вообще в КС, а нет места в КС - иди на завод или в шахту уголек добывать, либо за стол чертежный на нудную работу и прощайте лошадки. И вот уже на твоих лошадей молодой спортсмен глаз положил. Тем более что лошадь спортсмену никак принадлежать не могла, исключения типа Диды- Громовой, это лишь подтверждение правила. Но, были и сдерживающие факторы, в лице тренера и директора спортивного общества и просто так уродовать лошадь никто не позволял, поскольку она подотчетна и немеряно денег по балансу стоит.

Подобного в настоящее время нет, по большей части лошади имеют владельцев, а хозяин барин, хочу в хвост целую, хочу бью смертным боем, хочу вообще на нежный фарш пускаю. Нет вообще никаких реальных барьеров ни законодательных, ни моральных для ограничения садизма, мы не в Европе живем. Примеров тому масса. Однако на другой чаше весов оказались противники спортивной подготовки, которые несмотря на отрицание спортивного воспитания лошади часто совершают не менее садистские поступки по отношению к своим питомцам. Например я убежден в том, что вывод лошади на мороз в -30С из теплой конюшни в леваду на целый день, это садизм, лечение лошади от перелома ноги травами не просто глупость, а мучение для животного, выгул совместно нескольких кобыл и жеребцов под предлогом что владелец создает семью и табун, не только опасный идиотизм, но и просто риск для жизни лошадей. Это такая же реальность, как и работа выездковой лошади на асфальте, либо 4 часовые тренировки, либо электрошпоры.

Перегибы будут в работе ровно до тех пор, пока не будет реально действовать система стукачества, и спортсмены не будут реально боятся пожизненной дисквалификации за жестокое обращение с животным, что уже с успехом работает в Европе. Там, поверьте, тоже немало деятелей, которые с успехом дрессируют лошадей на скорую продажу, и поскольку на этом завязаны большие деньги, то при закрытых дверях личных манежей творится может любое насилие за гранью разумного. Но, коноводы, и прочие неравнодушные работники элитных закрытых конюшен при первом удобном случае сдают своих работодателей, как правило бывших со всеми потрохами и видео доказательствами, потому что они так воспитаны.

Резюмируя: если взять среднего спортсмена выездковой специализации времен СССР и современного, то на мой взгляд более жесткий тренинг будет у спортсмена времен СССР.

3. Была ли она советская школа грамотной?

Если учитывать что советской школы как таковой вообще не было, то очевидно
этот вопрос некорректен как по форме, так и по содержанию.

Однако, возьмем не расплывчатое понятие «школа», а просто методику работы лошадей в выездку уровня больших езд.
При такой постановке ответ: «Да, безусловно на уровне сборной работа с лошадью была не просто грамотной, но и велась на уровне самых высоких тогдашних мировых стандартов». Другой вопрос что творилось на уровне, к примеру, сборной города Воронеж, где не было возможности анализировать работу ведущих мировых всадников, по причине закрытия границ, отсутствия методических материалов и разработок, да и просто видео и даже фото.
Большой удачей было, если очередной тренер высокой квалификации, поругавшись после очередной пьянки с руководством столичного общества, приезжал в провинцию сеять разумное доброе вечное. Пример Филатова, работавшего со сборной Рязанской области, вовсе не одинок. Был и Тихонов в Смоленске, Жагоров в Иванове и позднее Ростове, Угрюмов в Минске и т.д.

Возвращаюсь к грамотности работы всадников времен СССР, относительно тогдашних передовых тенденций подготовки выездковых лошадей на уровень ОИ. Безусловно после того как сборники и их тренера получили возможность анализировать и смотреть на выступления своих конкурентов, многое они смогли перенять и изменить в русле требований и тенденций международных стартов.

Особенно это касалось прибавленных и собранных аллюров, а главное шага. Но, и их буржуйские конкуренты могли многое перенять вприглядку, анализируя работу советских всадников на элементах высшей школы, и в результате, к 80 году, времени ОИ в Москве, уровень исполнения пассажа и пиаффе, примерно сравнялся у лучших всадников СССР и остального мира, а вот со строевой ездой всадники советские так и не смогли до конца разобраться, отсюда проигрыш в личном зачете даже на домашних, "выхолощенных" от конкурентов искусственным образом, ОИ.

4. Была ли советская школа прогрессивной?

Тут ответ отрицательный, поскольку прогрессивная школа идет по нарастающей в своих достижениях, а советские выездковые всадники плавно откатывались с первых ролей в 60-70 годы, в середину первого, а потом и второго и даже четвертого десятка на ОИ и ЧМ. Вот последние результаты выездковых всадников на ОИ в Барселоне 1992 год (сборная СНГ=сборной СССР)

Жураковска Подгон - 38 место
Климко Шиповник 44
Зуйкова Барин 47

Всего 51 всадник.

5. Потеряли ли мы школу?

Ответ: Было бы что терять.
Но, безусловно, в части общих методик обучения начинающих всадников, да потеряли, на настоящий момент каждый учит начинающих чему и как Бог на душу положит: кто жердину в руки даст, кто за шею к хвосту привяжет.

6. Работают ли представители "старой школы" за рубежом.

Ответ: Да пока еще работают, но на уровне таджиков гастарбайтеров, и именно по причине демпинговых цен за работу, в соотношении с мастерами той же квалификации не обладающими гражданством России.

Поясню, как только в начале 90-х открылись границы, табунчик всадников различной квалификации рванул за валютными заработками за рубеж.
Работали они там в стиле «принеси, подай, иди в ж**у не мешай». В основном работали лошадей на продажу, платили конечно больше нежели на просторах бывшего Союза, но как только в России и Украине появились денежные спонсоры, поток рванул обратно. Примеры многочисленны и обильны, начиная с Кизимова старшего и далее по списку: Сирож, Калинина, Потураева, Иванова, Антекьян, Хомашко, Диконенко (всей семьей) и другие. В основном поначалу уезжали консультантами по работе приобретенных в России спортивных лошадей.

Остались за бугром те кто успел ассимилироваться, и как правило завести семью: Щерба, Бочаров, Климко. Даже моя тренер в юношеской выездке уже 18 лет живет и работает в Японии, но уверен, что в основном из-за того, что замужем за японцем.

Резюме: Конечно дешевые по меркам Европы и США и квалифицированные берейтора, умеющие быстро подготовить лошадей для продажи, на определенном этапе были востребованы по экономическим, подчеркну, причинам в первую очередь за рубежом. Но практически никто из них не смог зацепится на постоянную работу, даже несмотря на смену гражданства, войти в основной состав сборной своей новой Родины. Тренера, работали в частных клубах и по частным урокам, берейторами на конюшнях, специализирующихся на быстрой подготовке и продаже лошадей.
Но, предлагаю быть честными, никто к нашим соотечественникам как к носителем уникальных знаний не относился, и за красивые глаза повыступать на действительно классных лошадях не предлагал, работали как негры, просто труд выходцев из СССР был в разы дешевле на тот момент, вот и весь секрет. Появились богатые спонсоры в России, и все вернулись, потому что разводить соотечественников на деньги гораздо проще нежели экономных и прижимистых немцев.

7. Переняли ли мы прогрессивную западную школу?

Вот мы наконец и сошлись в ответе с автором дневника, послужившего толчком к написанию этого текста.

Нет, в настоящий момент, в большинстве своем отечественные выездковые всадники не переняли западную методику работы с лошадьми, людьми и прочие прогрессивные наработки.
Но, постепенно все, кто не слепо-глухо-нем, начинают понимать, что единственный путь ведущий к прогрессу это обучение тем методикам по которым работают всадники умеющие выездить лошадей уровня Валегро, Парсиваля, Утопии, Тотиласа, Андеркавера. Благо в последние пять лет доступно все: от стажировок на три недели, до полноценной жизни на конюшнях ведущих тренеров мира. Пример Кореловой и Максаковой думаю о многом говорит. Появились и варианты с наемом классного импортного тренера прямо в Россию, пример КСК Максима Стейблз. Были бы деньги. Да и на общем уровне, количество общедоступных семинаров и тренингов огромное, благо есть люди готовые спонсировать обучение нас малограмотных. Было бы только одно - желание учится.

К сожалению, моему глубокому, есть еще тренера и даже действующие судьи, у которых хоть кол на голове теши, они витают в иллюзиях, и мечтах, времен олимпиады 80 года, где мы лучшие и на этом точка. Отсюда и попытка воздвигнуть собственную теорию как надо судить, или еще хуже тренировать, одним словом «назад в СССР».

8. Виноваты ли в этом ( в том что не переняли прогрессивную методику западной школы) специалисты "старой" школы?

Нет не виноваты, они вообще давно не в чем не виноваты, и никому ничего не должны, поскольку давно на пенсии, если живы, дай бог им здоровья.
Сам вопрос немного странен, почему надо искать каких либо виновных, кроме себя самого как всадника или тренера.

9. Почему защитники "классиков" (поклонники не традиционной, спортивной, а "классической выездки) так агрессивны в отстаивании своих идей?

Все просто, любые сектанты, труд которых невозможно измерить независимыми специалистами, всегда будут с пеной у рта хаять работу, поддающуюся независимому измерению и оценке. И начнут с самого главного: с критериев оценки. Дескать «у вас судьи идиоты, сами никогда на ОИ первые (почему именно первые?) места не занимали а все туда же судить пытаются».

Ну и далее по списку: у вас лошади несчастные и замученные (видимо лошади им сами об этом на ухо поржали и показания отпечатком подковы заверили)а вот у сектанта "Х", все по феншую, или у сектантки "У", лошади пляшут сами по себе. Остается один вопрос, на мой взгляд важный. Если исходить из идеи благополучия лошади, то спорт понятно грубый и безжалостный, и даже не буду спорить, это деньги и удовлетворение амбиций за счет бессловесных лошадок. При этом хотя бы понятно зачем учат их топтаться на месте или прыгать крашенные палочки, спортсмены за это деньги, медальки, славу, и рекламные контракты получают, а вот за каким хреном, любители из секты «очумелые вожжи» лезут пыхтя на своих тяжиков и пытаются заставить их «кружить и гарцевать», если нет никакого сакрального в этом смысла, и любая выездка, что по методам дедушки Филатова, что по методам волшебной морковной палочки есть насилие над лошадью, и ей оно точно не надо сто лет в обед. Так простите господа сектанты - Мариськи и Аньки, что же вы торгуете своими талантами личными, обучая лошадей по прихоти их отмороженных владельцев всяким шажкам да поклонам если лошади от этого никакой пользы, поверьте ей гораздо лучшее на травке в поле пастись и на свежих опилках в деннике стоять, в крайнем случае в поле под седлом бегать, а никак не в душном маленьком манеже учить пиаффе и осаживания.

Посему, всегда и во все времена, представители сект будут показывать свою уникальность и обособленность в отличии от традиционных религий, заманивая души заблудшие на ту же мессу только в профиль, если присмотреться. И всегда, традиционные религии, будут терпеть секты, что бы не вещали их адепты именно до той поры, пока адепты не начнут вторгаться на территорию чужих храмов. И пытаться проповедовать там свое видение устройства мироздания.

Никогда ни один сектант не будет способен проехать езду уровня БП на сектантской лошади выезженной по сектантским методам на уровне к примеру всадника нет не чемпиона ОИ, а 40-45 места на ОИ. И не стоит приводить исключения, когда лошадь выезжалась на железе, и обычными методами, а потом ради шоу и только, она работает по уровню БП без железа, на кордео, и т.д. Надеюсь, что разница и отличия в обучении и дрессировке уже обученной лошади, всем будет понятна.

Сектанты агрессивны по природе своей, в большей или в меньшей степени, в основном, по причине неспособности выразить себя на желаемом уровне в спорте, примеров на тех же проконях масса, классический, я занимала последние места на ЧМ по МП, на загубленной моими шаловливыми ручками лошадке, которую я тренировала по причине великого самомнения и отсутствия денег сама, и разочарованная в жестоких судьях не оценивших меня великую, подалась в НХ, взяла новую лошадку, и теперь работаю продвинутыми методами на кордео. Все мои подружаки меня хвалят, поскольку объективно оценивать тот ужас что творит со мной моя новая молодая лошадка никто не станет. Даешь секту имени меня великой, ура!

Это самый простой случай, но есть масса других историй, разного характера, но с одним финалом, только мне известно как надо, а все остальные за исключением моих подружак, и гуру (испанца, немца, португальца, нужное подчеркнуть) козлы!.

10. Как я отношусь к конному спорту?

Отношусь как к отличному способу провести время и самовыразиться за счет лошади. Можно долго рассуждать и распинаться о том, что лошадка сама мечтает быть спортсменом махать ногами, но это будет ложь.

Только спортсмену надо выиграть соревнования, не принципиально первенство водокачки либо ОИ, лошади подобный маразм в голову самостоятельно не придет. И без всадника, пока не одна лошадь самостоятельно большой приз не пробежала, и 160 маршрут не отфигачила. Это надо только нам, людям, для удовлетворения собственных низменных инстинктов и комплексов, точка.

Но, за счет именно этих комплексов, мы и относимся к лошадям не только как к гастрономическому продукту, украшению стола. Замечу, что без КС в любой его разновидности, сектантов отколовшихся и играющих отдельно в своем углу с лошадкой как с собачкой, в новом индустриально развитом обществе, большинству лошадей была бы уготовлена участь мясных коров и баранов, молока от них мало, а вот мяска много, так что без КС и здорового эгоистического желание быть лучше чем твой сосед по конюшне, лошадям в глобальном смысле жилось бы не очень здорово.

В процессе обсуждения возник вопрос, что же такое «классика»

Я не готов сказать что означает термин "классика" в устах тех кто по своему мнению занимается оным сектантством, особенно в России.
Замечу, что во времена Боше и д,Ора равно как и Плювинеля , Гриньера и прочих версальских отцов основателей французской школы, других особо не было, в конкретной стране. Были конкурирующие организации в Австрии, Португалии и Испании. А вот в своем отечестве сколь мне известно, современников-конкурентов не наблюдалось. Посему считать их можно хоть классиками, хоть модернистами суть от этого не изменится.
Д.Филлис, был судя по воспоминанию его учеников и его книге именно циркачом, хотя безусловно, методика его работы достаточно подробно описываемая им самим годна и для офицерской, охотничьей и для дамской лошади, вопрос что в какой части.
Никто на завоевания отцов основателей не покушается и не оскорбляет их могилы. Другой дело, что практика в манежах Версаля настолько же далека от современных тенденций, как телега далека от ракеты.

Филлис практиковал шоу, и собственно был шоуменом по меркам конца XIX века.
Его основной заработок, это подготовка лошадей и выступление на манеже цирка, а так же подготовка для богатых буржуев и аристократов лошадок умеющих трюки делать или исправление дурноезжих лошадей.
Идея пригласить его старшим преподавателем в элитную военную конную школу, скажем прямо была не однозначно встречена и офицерско-курсантским составом и вообще высшим обществом столицы империи, о чем есть немало воспоминаний современников. Протекционизм был тогда есть и теперь. Что нисколько не умоляет заслуг Филлиса в структуризации своих практик подготовки лошадей, равно как и в обучении учеников своему искусству дрессировки лошадей. Понятно дабы дистанцироваться от неблагородного цирка, он называл это модным словом выездка.

В одну кучу НХ и классику я не мешаю, для меня честно, это одна как вы выразились Х_Н, по сути это так, секта она и в Африке секта и не важно чему она поклоняется, великому змею Удугве, или сферическому коню в вакууме. Мне честно не очень важно, по сути действия одинаковы: «мы знаем путь в светлое будущее». На этом все.

Да, сразу скажу, что финансируемые из бюджета «шоу школы» что Венская, что Испанская, что Португальская, что Французская, я отношу к отличной шоу-программе, с сохранением традиций, из серии «посмотрите дети на гончарный круг». Раньше до изобретение поточного производства, посуду лепил один гончар и делал это долго и тщательно, но она все равно выходила немного кривоватая, поскольку материал был низкого качества. То же и здесь.
Это здорово, что многие всадники особенно из Португальской и Испанской школ входят в состав национальных сборных даже имеют отличные результаты на международных стартах, Фуэго лучший пример, но это тупиковая ветвь эволюции, сродни отечественному рысаку Балагуру на ОИ, здорово, патриотично, но не тиражируемо.


Обсуждение в этой теме


  • 0


0 Комментарии

Skin Designed By Evanescence at IBSkin.com


Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru