Jump to content
Sign in to follow this  
Strela

И только лошади летают вдохновенно

Recommended Posts

Софорумцы, зная мою профессию, продолжают радовать

 

Из дневника руководителя Центра реинтродукции лошади Пржевальского Татьяны Жарких.

Хьюстон, у нас проблемы…

Пока наши будущие питомцы карантинились, мы у себя утрясали всякие бумажные дела. Наконец, была назначена точная дата транспортировки – 18 октября. И тут из Франции приходит ужасная новость – 11 сентября там была зарегистрирована вспышка карантинного заболевания блютанга или, как его ещё называют, катаральной лихорадки овец. Хотя лошади не восприимчивы к блютангу, но, согласно ветеринарно-санитарным требованиям Российской Федерации, ввоз в страну любых животных с административных территорий, где он обнаружен, категорически запрещён.
Наши лошади живут в департаменте Лозер, регион Лангедок-Руссильон, а первые случаи блютанга обнаружили в Алье, регион Овернь. Это примерно в 100 км от резервата Ле Вилларе. Перенести дату транспортировки мы уже не можем, а если болезнь доберётся до Лозера раньше, чем мы вывезем оттуда наших животных, то всё… Французский государственный ветврач просто не подпишет экспортный ветеринарный сертификат и все наши усилия, все надежды пойдут прахом. А как тогда оправдать средства, потраченные на весь проект?! Это просто катастрофа…

Следующий недели проходили как в тумане. Да, продолжалась лихорадочная подготовка к завозу – бесконечные бумаги, подписи, печати, заверенные копии, звонки, письма и т.д. и т.п. (повторюсь опять – экспорт живых животных в РФ, это адский ад бюрократической карусели, в нашем случае многократно усугубившейся типично французским легкомыслием наших контрагентов…) В Предуральской степи забивались последние гвозди, вывозился мусор, наводился глянец на новенькие с иголочки постройки. О возможном крахе всего проекта на последнем этапе не знал никто из наших, кроме директора. Рафиля Талгатовна была, как всегда, собрана и невозмутима. Зайдя к нам в кабинет и одними глазами спросив меня о новостях (шеф, всё пропало пока ничего нового, Рафиля Талгатовна), она уносилась решать разнообразнейшие вопросы, от размещения приглашённых на завоз ЛП журналистов до цвета обшивки кордона. Орду злобных кошек, которые скребли у неё на душе, не видел никто.
Фредерик Джоли, менеджер проекта из Ассоциации по лошади Пржевальского: ТАХ, кто вместе со мной занимался оформлением экспорта, дал ссылку на официальный сайт французского ветеринарного департамента, где раз в неделю по четвергам обновлялась информация по распространению блютанга. Зловещие синие точки на карте распространения эпидемии приближались к Лозеру. Помню, что совсем разучилась улыбаться. В последний четверг перед завозом я в прострации валялась перед компьютером и каждые 10 минут нажимала на «обновить страницу» на сайте по блютангу, больше ничем заниматься не могла. Потом я узнала, что Фред во Франции делал то же самое. Но карта так и не обновилась. А в пятницу пришла СМС: «Tatjana, VHC is signed» (Татьяна, ветсертификат подписан). Уффф… Время пошло, завтра погрузка.

Забегая вперёд, скажу – после благополучной отправки нам лошадей Пржевальского, в Лозере выявили блютанг. Этот департамент закрыт для экспорта животных в РФ на два года.

Обратный отсчёт…

Для перевозки домашних лошадей существуют специальные коневозки в виде фургона-прицепа, где животные размещаются в стойлах на привязи. Лошадь Пржевальского или, скажем, зебру, так не повезёшь, диких животных привязать невозможно, они убьются. Поэтому для транспортировки диких лошадей используют два типа клеток. Лучше всего, если для каждой особи будет сконструирован просторный персональный отсек с минимальными внутренними размерами 200*160*170см (Д*Ш*В). В нём животное может свободно поворачиваться, ложиться и вставать (правда, в дороге лошади не лежат, но на всякий случай, например, при падении, в просторной клетке она может самостоятельно подняться). В таком отсеке дикая лошадь может провести 3–4 дня без вреда для себя. Так перевозят лошадей наземным транспортом.
Между резерватом Ле Вилларе во Франции и Оренбургским заповедником 5 тысяч километров, а это значит, что доставить лошадей автомобилем не получится, слишком долгое время в пути. Для транспортировки был зафрахтован специальный чартерный рейс авиакомпании «Волга–Днепр».

Вот в таком Боинге 737 предстояло лететь нашим лошадям.

9644_900.jpg

Воздушная грузоперевозка – очень дорогое удовольствие, поэтому необходимо использовать другой тип транспортных клеток. Они изготавливаются почти по размеру тела лошади, то есть, расстояние между стенкой и телом с каждой стороны не более 10–20 см (с боков поменьше, спереди и сзади – побольше). Вот такие клетки были изготовлены для перевозки ЛП самолётом, их внутренние размеры 180*65*145; 210*65*140см (для мелких ЛП и покрупнее), вес нетто 220, 250 кг соответственно. Со всех сторон многочисленные отверстия для вентиляции, в переднем шибере (дверца, которая поднимается вверх) внизу окошко для подачи воды и сена. Такие клетки соответствуют международным правилам транспортировки живых животных (IATA). Внутри в передней части, где голова и шея животного, клетки дополнительно обиты пенополиуретановыми матами, как показывает на фото французский ветеринар Тьерри Пети.

9784_900.jpg

 

Чтобы лошади Пржевальского, которые родились и всю жизнь провели под открытым небом, не запаниковали в тесном пространстве транспортной клетки, во время карантина их приучали заходить в сарайчик со специальными узкими проходами-стойлами, где выкладывался овёс. Животные постепенно привыкли заходить в одну дверь в коридор и выходить в противоположную. Как надеялись сотрудники резервата, в день погрузки к выходу подставят транспортные клетки и лошади спокойно туда зайдут.

Ближайший аэропорт, способный обеспечить погрузку клеток, находится примерно в 140 км от резервата Ле Вилларе – это аэропорт Монпелье. То есть, животных надо ещё доставить грузовиками от резервата до аэропорта и только потом грузить в самолёт. Поэтому вылет из Франции был назначен в ночь с 17 на 18 октября, чтобы сотрудники Ассоциации по лошади Пржевальского успели расставить лошадей по клеткам, довезти до аэропорта и ещё выполнить все таможенные формальности.
За день до перевозки лошадей не кормили концентратами и зеленью (травой, овощами), чтобы не случились колики.

Утром в субботу, 17 октября, примерно за 10 часов до поездки в аэропорт сотрудники Ассоциации приехали в резерват, предстояла трудная работа.
Для погрузки диких лошадей можно обездвиживать, или применять лёгкую анестезию, или загонять внутрь клеток просто так, гоном. Единственный препарат, который гарантированно обездвиживает диких лошадей – эторфин, применяют редко, так как у него серьёзные побочные эффекты (в частности, у некоторых особей он не нейтрализуется антидотом, а накапливается в печени и через несколько часов вдруг выходит в кровь, а это смертельно опасно, если не ввести дополнительный антидот). Лёгкие анестетики (например, перфеназин) потому и называются лёгкими, что действуют слабо и не на всех. А если загонять лошадей так, они сильно паникуют. Поэтому в любом случае, даже если лошадь уже зашла в транспортную клетку, её сразу не грузят на машину, а ждут и наблюдают, как она себя ведёт. Некоторые животные могут в горячке сразу заскочить внутрь, а как шиберы закроются, тогда они начинают отчаянно биться и могут поломаться. Таких лошадей надо выпускать – сегодня они не подлежат транспортировке. В моей практике был случай, когда кобыла Пржевальского зашла в клетку сразу, а через пять минут перекувыркнулась на спину. Её немедленно выпустили и заменили резервной. Через три месяца ту же самую особь решили отправить в другое место. И она зашла в клетку и доехала до места назначения вполне благополучно. Так что раз на раз не приходится, тут надо каждый раз быть готовым ко всему.

В Ассоциации решили грузить лошадей под перфеназином. Сотрудники установили транспортные клетки на выходах из сарая, где животные привыкли получать овёс. После того, как они заходили внутрь, вход закрывался, животных загоняли в клетки и закрывали шиберы. И тут началось… Одна семейная группа в полном составе наотрез отказалась заходить в клетки. Одно дело, когда дикая лошадь видит впереди свет и свободу, тогда она спокойно стоит в непривычно узком проходе и ест свой овёс. И совсем другое – когда впереди темно, а сзади внезапно закрывается дверь… Животные шарахались, вставали на дыбы и прыгали козлом. Анестетик не помогал, такой был мощный выброс адреналина. В четыре часа дня Фредерик Джоли, менеджер проекта, отправил нам первую СМС: «We can’t load 5 horses» (Мы не можем погрузить 5 лошадей). Увы, вся эта группа из основного состава осталась на месте. Вторая группа была погружена более или менее благополучно, кроме одной полуторагодовалой кобылки – молодняк вообще склонен к панике гораздо сильнее, чем взрослые. Начали грузить резерв – из трёх запасных в клетки зашли только две. На некоторых лошадей анестетик подействовал хорошо – их завели в клетки руками.

10075_900.jpg

Всего смогли погрузить шесть лошадей… Больше ничего нельзя было сделать – других запасных животных уже не было. В восемь вечера по парижскому времени мы получили СМС: «We are going for the airport» (Мы едем в аэропорт). В Оренбурге было уже 11 вечера, но никто из нас, кто был вовлечён в проект, спать не мог…

Вот так, уже в сумерках, грузили клетки сначала на грузовики, а потом в самолёт.

10461_900.jpg

10624_900.jpg

10752_900.jpg

11074_900.jpg

11486_900.jpg

11630_900.jpg

Лошадей на всем пути от Ле Вилларе до Оренбургского заповедника сопровождали главный ветврач и куратор коллекции зоопарка Пальмиры Тьерри Пети и два сотрудника Ассоциации по лошади Пржевальского: ТАХ – Фред Джоли и Мари Эрмен, рабочая по уходу за лошадьми в резервате. Кроме того, в самолёте была представитель грузоперевозчика Флай-Конкорд Светлана Березина – благодаря ей удалось на месте в аэропорту Монпелье оперативно решить ряд вопросов, которые французы легкомысленно упустили. Спасибо, Светлана Анатольевна!

В четыре утра по Парижу (в семь по Оренбургу) самолёт взлетел и взял курс на Оренбург.

 
 

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
Sign in to follow this  

×